Волгоградское муниципальное учреждение культуры
«Централизованная система городских библиотек»

Центральная городская библиотека

Информационно-библиографический отдел

 

«Товарищество нефтяного производства братьев Нобель»

Нобелевский (нефтяной) городок Царицына
(к 180-летию со дня рождения Людвига Нобеля)

Библиографическое пособие

 

Волгоград
2011

ББК 91.9:65
Т 50

 

Составитель
Вера Юрьевна Зоткина

 

Редактор
Ольга Васильевна Гречишникова

 

Ответственный за выпуск
Светлана Васильевна Пруданова

 

 

 

Т 50

«Товарищество нефтяного производства братьев Нобель». Нобелевский (нефтяной) городок Царицына : (к 180-летию со дня рождения Людвига Нобеля) : библиогр. пособие / [сост. : В. Ю. Зоткина ; ред. О. В. Гречишникова] ; ВМУК «ЦСГБ», Ценр. гор. б-ка, Информ.-библиогр. отд. – Волгоград, 2011. – 18 с. : ил. – Библиогр.: с. 15–18 (38 назв.).
Пособие включает выборочную полнотекстовую информацию из периодической печати и библиографический список литературы: монографии, сборники документов, статьи из книг и периодических изданий, опубликованных в дореволюционный (1884–1911) и современный период (1968–2010). Материал отражает деятельность шведских предпринимателей Нобелей в России, а также в городе Царицыне Саратовской губернии.
Издание рассчитано на широкий круг пользователей.
В91.9:65

© ВМУК «ЦСГБ», Центральная городская библиотека, 2011

 


СОДЕРЖАНИЕ

От составителя........................................................................................................................................ 4
Джафаров К. И., Джафаров Ф. К. Товарищество нефтяного производства братьев Нобель
(Выборка из статьи).............................................................................................................. 5
Птичникова Г. А. Нобелевские городки в дореволюционной России
(Выборка из статьи).............................................................................................................. 7
Новицкий Сергей. В канализации – штаб
(Отрывок из статьи)............................................................................................................ 14
Список источников.............................................................................................................................. 15


От составителя

180 лет назад в Швеции родился человек, чья жизнь, а также история всей его многочисленной семьи, удивительным образом переплелась с судьбой России. Его звали Людвиг Эммануилович Нобель (1831–1888).
Выходец из знаменитой семьи изобретателей и предпринимателей Нобелей, он внес неоценимый вклад в развитие российской нефтяной промышленности. Кроме прочего, семейный бизнес в России включал «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель», крупную корпорацию, повлиявшую на формирование российского нефтяного бизнеса в конце XIX – начале ХХ вв.
Для волгоградцев имя Людвига Нобеля связано с легендарным Нобелевским (нефтяным) городком, построенном на берегу Волги в конце XIX в. близ Царицына Саратовской губернии (ныне территория Центрального и Краснооктябрьского районов города-героя Волгограда). В настоящее время его имя, когда-то гремевшее по всей Российской Империи, незаслуженно забыто. А между тем, с появлением перевалочной базы нефтепродуктов братьев Нобелей связано социально-экономическое развитие Царицына. Благодаря коммунальному устройству городка нефтяников, царицынцы «вкусили блага» передовых технологий того времени: внедрение электричества, телефонизация домов, новая планировка зданий и т. д.
Предлагаем Вашему вниманию выборочную полнотекстовую информацию, опубликованную в периодической печати и Интернете, отражающую деятельность шведских предпринимателей Нобелей в России, в т. ч. Людвига Нобеля. Наибольшее внимание уделено сведениям, касающимся развития нефтяного городка близ Царицына, его благоустройству и значению в системе Нобелевских городков на берегах Волги, черном и каспийском побережье. В качестве познавательной информации представлен отрывок из статьи волгоградского журналиста о наличии под Волгоградом катакомб, по легенде, являющихся частью коммуникаций нефтяного городка.
Подготовленный материал завершает «Список источников», включающий монографии, сборники документов, статьи из книг и периодических изданий, опубликованных в дореволюционный (1884–1911) и современный период (1968–2011). Книжные источники располагаются в алфавите авторов и заглавий. Статьи из журналов и газет – в обратной хронологии. Список завершают ссылки на Интернет-ресурсы.
Издание рассчитано на широкий круг пользователей.


Джафаров К. И., Джафаров Ф. К.

Товарищество нефтяного производства братьев Нобель

(Выборка из статьи
И вот пришли три брата,
Варяги средних лет,
Глядят – земля богата,
Порядка ж вовсе нет
А. К. Толстой

В 1879 г. 25 мая (6 июня по новому стилю) в России (г. Баку) была основана крупнейшая нефтепромышленная фирма «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» (Бранобель) с основным капиталом в 3.0 млн рублей. В качестве учредителей товарищества выступали трое братьев Нобелей – Людвиг, Роберт и Альфред Эммануиловичи и их друг, полковник гвардейской артиллерии (впоследствии генерал, барон) Петр Александрович Бильдерлинг (1844–1901) .
Семья шведских техников и промышленников Нобелей (Nobel) известна в России с 1837 г., когда в Санкт-Петербург прибыл с образцами изобретенных им мин отец братьев Нобель – Эммануил Нобель (1801–1872) и основал здесь в 1846 г. завод по производству подводных мин. После Крымской войны Э. Нобель стал заниматься производством механизмов для военных судов, но лишившись казенных заказов, уехал в Швецию, оставив в России двух старших сыновей. Роберт Гьельмар Нобель (1829–1896) занимался производством стрелкового оружия и в 1874 г. впервые побывал в Баку, где заинтересовался нефтяным делом и привлек к нему второго брата – Людвига. Людвиг Нобель (1831–1888), конструктор станков, превратил купленный на Выборгской стороне небольшой механический завод в крупнейший машиностроительный завод «Людвиг Нобель» (ныне «Русский дизель», г. Санкт-Петербург). Совместно с братьями Робертом и Альфредом основал в 1879 г. в Баку нефтепромышленное предприятие «Бранобель».

Роберт Гьелмар Нобель (1829–1896)

Людвиг Нобель (1831–1888)

…В 1878 г. братьями Нобель был построен первый в России нефтепровод с паровым насосом. Он тянулся из Балаханов в Черный город, его длина 9 км, диаметр – три дюйма (3''), производительностью в 80 тыс. пудов в сутки (1300 т в сутки). К концу 1878 г. примеру Нобелей последовали еще три фирмы: И. М. Мирзоева, Г. М. Лианозова и Каспийское товарищество. Подобные же нефтепроводы стали вскоре устраиваться и другими нефтепромышленниками на соседних Сабунчинской и Раманинской площадях. В 1893 г. здесь уже имелось 26 трубопроводов длиной от 7 до 14 верст, общим протяжением в 262 версты, из них 20 служили для перекачки нефти с промыслов на заводы, а шесть доставляли морскую воду на промыслы для паровых котлов.
Производившийся в Баку керосин разливался в большие 20-пудовые деревянные бочки для отсылки в другие города. Но тяжесть бочек и неполное использование объема трюмов – все это увеличивало стоимость перевозки керосина на 25%. Перевозка керосина наливом стала производиться на Волге с 1877 г. и нашла многих подражателей.
…Благодаря наливной перевозке пуд керосина обходился потребителям в Нижнем Новгороде на 70–80 копеек дешевле. В Царицыне в 1877 г. пуд керосина стоил в среднем 1 р. 85 коп., в 1878 г. – 1 р. 15 коп., в 1879 г. – 75 коп., в 1882 г. цена упала до 50 коп., а позже понизилась до 15–25 коп. (не считая акциза). В 1882 г. флотилия нобелевских танкеров состояла из 13 судов, способных доставить в Астрахань до 10 млн пудов керосина за навигацию. Наливной способ перевозки позволил в короткое время обеспечить внутренние районы России керосином и нефтью. Для хранения нефтепродуктов Л. Э. Нобель первый устроил громадные железные резервуары при складах взамен невыгодных для хранения деревянных бочек. «Резервуары изготавливались из склепанного железа. Утечка керосина из них оказалась крайне незначительной, составляя в среднем от 0.3 до 0.5%. В 1879 г. были устроены первые одиннадцать резервуаров (общей емкостью в 850 тыс. пудов в Царицыне)» . В 1881 г. резервуарные парки были устроены в Москве, Туле и Харькове, в 1882 г. – в Бердичеве, Варшаве, Минске, Нижнем Новгороде и других городах.
Для расширения промысловой и заводской деятельности в мае 1879 г. было решено учредить новое предприятие с основным капиталом в 3.0 млн рублей. Основной капитал Товарищества был разделен на паи достоинством в 5000 рублей, с целью предотвратить спекуляцию с их бумагами на бирже, тем более что почти все количество выпущенных паев было сосредоточено в руках семьи Нобелей.
Учредительное собрание Товарищества в 1879 г. состояло из 10 человек, председателем правления Товарищества был избран Людвиг Нобель.
…Насколько Товарищество успешно вело свои дела, свидетельствуют следующие показатели: основной капитал в 1900 г. определялся в 15 млн рублей, а процентное отношение чистой прибыли к основному капиталу составляло 56.4%. Летом 1914 г. акционерный капитал Бранобеля увеличился в 3.6 раза, так как пятитысячерублевая акция (пай) котировалась «по цене 1819 тыс. рублей» . Около 30 тыс. человек трудилось в «нефтяной империи» Нобелей.
«Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» вплоть до 1918 г. было самой крупной нефтепромышленной фирмой в России, а по сути это была первая в стране вертикально интегрированная нефтяная компания, осуществлявшая все технологические циклы производства, начиная от поиска и разведки месторождений нефти, их бурения и разработки, до переработки реализации товарных нефтепродуктов…


Птичникова Г. А.

Нобелевские городки в дореволюционной России

(Выборка из статьи)
…Свой талант и трудолюбие Нобели вкладывали в Россию на протяжении почти восьмидесяти лет. История семьи Нобелей – выходцев из Швеции, связавших свою судьбу с Россией, их неутомимая деятельность по развитию инфраструктуры второй родины, социальной защиты рабочих, строительства системы поселков нового типа – «нобелевских городков» – являются малоизученными темами до сих пор.
…До сих пор изучение развития нефтяного дела в прикаспийском регионе и Поволжье является традиционным делом историков и специалистов нефтехимической промышленности (1). Однако, новый тип рабочих поселений, созданных братьями Нобель при нефтяных производствах, на наш взгляд, является самостоятельным объектом внимания архитектурной науки с точки зрения организации их функционально-планировочной структуры, благоустройства и культурно-бытового обслуживания. Другой интересной стороной нобелевских городков представляется реализация идей благотворительности в организации целой сети рабочих поселков предприятий Нобелей, т. е. самостоятельной системы расселения.

*  *  *

В конце XIX в. тема строительства жилья для рабочих стала одной из самых актуальных в архитектуре. В городском поселке – поселении с элементами автономии, расположенном в пределах или рядом с городской чертой, виделся новый тип расселения. Интенсивный рост городского и особенно рабочего населения в промышленных центрах обусловил строительство большого количества поселков вблизи крупных городов.
Порядок в планировке и соблюдение санитарно-гигиенических требований становились главными вопросами при решении задачи формирования жилищ для рабочих. Строительство таких жилищ по мере роста численности населения становилось все более важной отраслью архитектуры. Рациональность стала одной из самых ярких примет XIX в. Рациональные идеи логически реализовывались в предложениях по функциональному зонированию – упорядочиванию поселений. Рабочие поселки представляли собой новые городские образования, населенные людьми одного социального положения. Условия совместной работы породили и новые коллективистские навыки быта. Это давало возможность создать новую организацию жилья и культурно-бытового обслуживания.
…Безусловно, что с этими разработками был знаком и молодой шведский архитектор Эммануил Нобель. Именно он способствовал развитию интереса к строительно-архитектурному делу у своих сыновей, которые впоследствии создали целую сеть «нобелевских поселков» – образцов новой жилой среды для рабочих своих предприятий. Эммануил Нобель (1801–1872), глава семьи, архитектор по образованию, делился своими профессиональными знаниями с сыновьями – Робертом, Людвигом, Альфредом.
…Эммануил постоянно затевал новые проекты, которые не имели достаточной финансовой поддержки. К 1833 году его строительные дела пришли в упадок, он объявляет о своем банкротстве. В 1837 г. по приглашению представителя русского правительства барона Ларса Габриэля фон Гартмана шведский архитектор отправляется в Россию в качестве изобретателя и инженера для производства разного вооружения, включая огнестрельное оружие. Приехав в Санкт-Петербург, Нобель продолжает заниматься изобретательством и уже в 1842 г. продемонстрировал действие сконструированной им морской мины великому князю Михаилу Павловичу. Решение властей было положительным. Нобелю было выделено финансирование и разрешено было открыть в Санкт-Петербурге литейную мануфактуру для производства вооружения. Это предприятие называлось «Литейные заводы и механические мастерские. Эммануил Нобель и сыновья». Свой талант к изобретательству, склонность к усовершенствованиям, широту интересов Эммануил передал своим наследникам.
Среди сыновей Нобеля наиболее яркой личностью был Людвиг Эммануилович Нобель (1831–1888) (2). Именно он стал основателем империи Нобелей, которая потом перешагнула границы Петербурга и России. С другим членом семьи – Робертом (1829–1896) связано очень важное событие по организации нефтяной промышленности. Роберт во время своей командировки на Кавказ в 1871–1873 гг. в поисках орехового дерева, необходимого для производства ружейных прикладов, заинтересовался бакинскими месторождениями нефти. «Ты не представляешь себе, насколько это перспективное дело, – писал Роберт Альфреду Нобелю в Швецию. – Нефть – это воистину будущее всего человечества. Спрос на керосин постоянно растет, и единственное, что его сдерживает, это относительно высокая цена» (3). Новым делом увлекся и Людвиг. Этот «генератор новых идей», как называли его тогда российские журналисты, быстро вошел в курс дела (4). В 1876 г. братьями Робертом (5), Людвигом и Альфредом совместно с бароном П. А. Бильдерлингом была основана нефтяная компания «Бранобель» (Broderna NOBEL), а в 1879 г. образовано «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель», которое вплоть до 1918 г. было самой крупной нефтепромышленной фирмой в России. В конце ХIХ века Нобелей называли уже «русские Рокфеллеры». В списке крупнейших российских компаний Товарищество Бранобель занимало одно из первых мест (6). Как пишет В. Чумаков: «…его нельзя было назвать «нефтедобывающей» компанией, это была настоящая корпорация, занимавшаяся всем, что связано с нефтепродуктами: разведкой, добычей, транспортировкой, хранением, переработкой, продажей, исследованиями и даже утилизацией отходов перегонки» (7).
…Флотилия нобелевских танкеров перевозила керосин по Волге из Баку через Астрахань, Царицын, Саратов, Самару, Нижний Новгород, Ярославль и затем груз доставлялся в Санкт-Петербург и дальше в Ригу. К решению проблемы доставки нефтепродуктов заказчикам Людвиг Нобель подошел с инженерной точки зрения. Он решил объединить наливную баржу с пароходом и спроектировал первый в мире морской самоходный танкер «Зороастр», названный в честь древнеиранского пророка религии, основанной на поклонении огню. Нефтепроводы и танкеры для нефтеперевозок делались по чертежам Л. Нобеля по секциям в Швеции и собирались на Каспии. По пути движения нефти возникали производства компании и поселки для рабочих и служащих – «нобелевские городки». Первым опорным пунктом в Нобелевской империи был Баку. В 1876 г. в 2-х километрах от форштадта около селения Кишлы по решению городских властей был основан промышленный район, получивший название Черный город. За этим районом Л. Нобелем был создан уникальный для того времени поселок, названный не случайно «Вилла Петролеа». В 1880 г. начал работал нефтепромышленный комплекс в Царицыне, который положил начало «городку Нобеля». Через год на правом берегу Волги около Астрахани возник крупный поселок, названный «Нобелевский городок». Мастерские по ремонту нобелевского флота, расположенные около поселка, вскоре переросли в судоремонтный завод. Близ Самары в затоне Поджабном компания «Братья Нобель» также держала свой нефтефлот. Рядом с базой возник поселок Сухая Самарка. Всего в нефтяной империи Нобеля работало около 30 тыс. чел., следовательно, в ее орбиту вместе с членами семей рабочих и служащих входило не менее 100 тыс. чел.
Исследование деятельности Нобелей по строительству поселков для рабочих позволяет сделать выводы о том, что она была тесно связана новыми направлениями градостроительства XIX в. Новым должно было стать не только производство, где нашли место многочисленные изобретения братьев и условия труда (8). Новой должна была стать и среда проживания рабочих и служащих компании. Строительство как обновление среды и жизни рабочих имело для Нобелей особое значение. Идея с городками была реализована в Царицыне, Астрахани, Саратове, Самаре, Уфе, Рыбинске и других городах. Нобели стремились передать свое понимание жилой среды как важнейшего инструмента образования и культурного развития своих сотрудников. Функционализм, упорядоченность, развитая сфера услуг, культурная инфраструктура, связь с природой должны были способствовать воспитанию трудящихся «Товарищества».
При строительстве поселков Людвиг и Роберт Нобели разрабатывали новый тип социального поселения для трудящихся. Эти поселки включали в себя функции жизнедеятельности – «труда», «быта» и «отдыха». В идее нобелевских поселков соединялась установка упорядочения общественного устройства («честный капитализм») с планировочными установками формирования организованной регулярной упорядоченной среды жизнедеятельности. Нобелевский городок всегда был «новым», он не вписывался в существующие городские кварталы. Он заново строился и реализовывал цивилизирующую роль градостроительства, европеизируя в то время малоосвоенные земли. Рационализм планировочной структуры был средством обеспечения нового, более рационального образа жизни. В поселках осуществлялось жесткое функциональное зонирование – селитебной и производственной частей. В состав учреждений обслуживания входили начальные школы для детей рабочих, аптеки, службы санитарного надзора, больницы, бани, столовые, хлебопекарни. Нобели тщательно относились к делу подготовки образованных рабочих кадров для своих предприятий и не скупились на расходы по образованию. Например, в ознаменование 25-летнего юбилея товарищество приняло решение «…2. Ассигновать 100 000 рублей на постройку в Баку школы для детей Товарищества …3. Отчислить капитал в 250 000 рублей в специальный образовательный фонд детей служащих Товарищества для внесения платы за обучение в средних и низших школах» (9). Для старших служащих строились такие виды развлечений как залы для увеселительных собраний, бильярд и кегельбан (Черный город, Баку). Жилье было двух типов (10) – квартиры для семейных рабочих и служащих и казарменные помещения для холостяков… Сады являлись обязательным элементом поселков, расположенных даже в сложных природно-климатических условиях. Про сады царицынского поселка современники пишут так: «Тут разбиты два сада – простой и фруктовый; первый из них с фонтаном посредине. Это изобилие зелени в таком месте, где поддерживать ее труднее трудного, в горячей пустыне, где почва трескается от жгучих лучей солнца, доказывает более всего степень заботливости о работающих здесь людях. Такие сады под Царицыном являются истинным раем и за разведение их, за постоянное поддержание в них зелени нельзя достаточно возблагодарить собственников городка» (11)... Идеи создания новой среды проживания, которая бы отражалась и в новых формах жизнедеятельности рабочих, были реализованы Людвигом Нобелем в формировании сети дач – санаториумов на черноморском побережье (12)… Кроме того, был построен дачный поселок на Апшероне в селении Бузовны, где сотрудники Товарищества проводили свои отпуска.
При рассмотрении феномена нобелевской деятельности поражает ее территориальный размах и масштабность. Нетрудно заметить постепенное формирование, так назовем, «нобелевской системы расселения», в которую входили: Санкт-Петербург – как базовый центр, промышленные центры – Баку, Уфа, Нижний Новгород, транспортно-коммуникационные узлы – Царицын, Астрахань, Саратов, Самара, рекреационные центры – черноморское и каспийское побережье. Общими принципами планировочной организации нобелевских городков были следующие установки:
• Автономность по отношению к существующему городу (рядом, но не совместно).
• Разделение промышленной и селитебной зон.
• Развитый функциональный состав общественного обслуживания.
• Широкое озеленение и благоустройство, развитие ландшафтной архитектуры.
• Развитая инженерная инфраструктура с использованием самых передовых технологий своего времени.

*  *  *

Нобелевский городок в Царицыне был одной из достопримечательностей Нижнего Поволжья. Современники писали: «Кто видел эту местность лет около 20 тому назад, тот должен удивиться, взглянув на нее теперь. Как много может сделать энергия человека, умно и добросовестно взявшегося за дело! Когда-то страшные овраги – притон беглых и воров – сделались неузнаваемыми по милости братьев Нобель; по отлогостям их вымощены удобные каменные спуски, о которых не имеет понятия Царицын; в бывших притонах беглой голытьбы закипела правильная жизнь, повсюду виден след труда и энергии… Местность Нобелевского городка всего 20 лет тому назад была довольно таки удалена от Царицына, но прошло каких-нибудь 6–7 лет деятельности «нефтяных королей», и городок Царицын потянулся к ней так, что постройки его стали почти примыкать к Нобелевскому городку» (13).

Нобелевский городок
Царицын (Волгоград).
Вид на нефтяной склад братьев Нобелей.
Фото: А. И. Шевьяков-Красовский.
1880-е гг.

Чем Царицын заинтересовал «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель», которое уже на следующий год после своего образования создало здесь мощный производственный узел? Причин было две: выгодное экономгеографическое положение города и его быстрый экономический рост. Южный уездный город Царицын оказался на перекрестке транспортно-торговых путей. Его экономический подъем был связан, с одной стороны, со строительством железных дорог, и, с другой, – с развитием волжского пароходства. В 1862 г. началось строительство железной дороги Царицын–Калач, соединившей Волгу и Дон, в 1872 г. дороги Царицын-Грязи, связавшей город с Москвой и портами Балтийского моря, в 1897 г. была построена дорога Царицын-Тихорецк, давшая выход на Кавказ и Черное море, и, наконец, в 1900 г. железнодорожная линия Царицын-Лихая, соединившая Царицын с Донбассом и Украиной и завершившая связь города со всеми экономическими районами России. По перевозке товаров город стал занимать второе место после Астрахани среди волжских городов. Другой причиной быстрого подъема Царицына стало появление в нем большого рынка рабочей силы. Стремительный рост промышленного производства вызвал массовый приток в города большого количества сельского населения. Размещение Царицына на перекрестке торговых путей способствовал созданию в нем крупного рынка рабочей силы. Промышленность становилась основным градообразующим фактором, оказывая влияние на планировочную структуру города, характер его развития, социальный состав населения. В конце XIX и начале XX вв. в Царицыне появились металлообрабатывающие, лесопильные, маслобойные заводы, паровые мельницы, кожевенные и другие предприятия, которые в преобладающем своем числе расположились вблизи прибрежной территории и вытянулись вдоль рек Волги и Царицы.
В 1880 г. вступил в строй нефтеперерабатывающий комплекс фирмы «Нобель», строились крупнейшие в России нефтехранилища. Нефть и нефтепродукты доставлялись в Царицын водным путем из Баку. Прохождение через Царицын основных транзитных товарных направлений превратило его в главную складскую и распределительную базу нефтепродуктов. В 1884 г. из Баку было вывезено керосина 17,7 млн. пудов, из них направлено в Царицын 12,5 млн. пудов, или свыше 70% (14). Деятельность Товарищества плодотворно отразилась на развитии промышленного узла в Царицыне. Таким образом, географическое положение города и транспортные преимущества позволили Товариществу создать на берегу Волги мощную перевалочную базу с крупнейшим складским хозяйством для хранения нефти и нефтепродуктов, железнодорожными путями, причалами, механическими мастерскими.

Нефтегородок состоял из завода по выработке из нефти масел, нефтеперекачечных сооружений, резервуаров, слесарно-механических мастерских, бондарного завода, эстакад и виадуков. «Разместившийся на берегу Волги в северной окраине Царицына в районе Балкан нефтегородок придавал Царицыну индустриальный вид» (15). Нобелевский городок в Царицыне стал реализацией модели нового социального поселения для рабочих. Он выделялся из всей массы других рабочих поселков, окружающих предприятия и выстроившихся вдоль Волги почти на 40 километров: Бутырки, Балканы, Голубинка, Шанхай, Сибирь-город, Дар-гора, «Кавказ», Нахаловка, Ельшанка, Купоросный, Французский (Малая и Большая Франции, Русская деревня) и др.

Нобелевский городок
Царицын на Волге. Нобелевский городок

В Царицыне сложились различные типы рабочих поселков: поселки-трущобы без какого-либо благоустройства (знаменитый «Кавказ»), поселки-казармы, поселки-сегрегации (французский поселок) и поселок нового социального типа (нобелевский). Нобелевский поселок резко выделялся из городской застройки Царицына и являл собой такой же феномен, которым была колония братства Гернгутеров – Сарепта, расположенная южнее. Царицын по сравнению с чистыми, опрятными, «европеизированными» Нобелевским городком и Сарептой являл образ неприветливый. «Когда вы подъезжаете к Царицыну, глазам вашим, – писал современник, – представляется издали широко раскинувшийся город с целым лесом мачт перед ним. Имея понятие о значении Царицына, расположенного на великом водном пути, связывающего железной дорогой Волгу с Доном и, в свою очередь, связанного железными путями с главнейшими центрами России, зная о быстром росте его за последнее время, вы ожидаете увидеть нечто замечательное, что отвечало бы вашим мечтам, основанным на вышеуказанных соображениях; но, увы, мечты ваши обманчивы! Едва вы подъехали к берегу, как вас поражает, прежде всего, самый этот берег, являющий полное отсутствие благоустройства; рытвины, канавы, ямы и никакого проезда во время дождей; ничем не огороженная, не мощенная набережная, подмываемая ежегодно Волгой, а за ней расположен город, имеющий вид, с какой стороны вы на него не посмотрели, громадного русско-азиатского селения, к которому приютилось несколько деревень. Все серо, незатейливо и грязно или пыльно, смотря по сезону; мостовых нет, уличного освещения почти не полагается, и только торговая площадь, на которой сосредоточены магазины, лавки и пр., хоть сколько-нибудь напоминает собой город и то город, лишенный всяких забот о внешней красоте, порядке и опрятности… По части зелени Царицын беднее бедного; без ежедневной обильной поливки зелень отказывается здесь существовать, поэтому единственный сад города расположен у Грязе-Царицынской железной дороги, имеющей свой водопровод» (16). Нобелевский городок размещался в двух верстах от пароходных пристаней Царицына, и путеводитель «Волга» (17) настоятельно рекомендовал туристам, поджидающим поезд Грязе-Царицынской железной дороги осмотреть это чудо цивилизации.
Городок отделялся от Царицына большим оврагом. Кроме того, со стороны, обращенной к городу, он был отделен и каменной стеной, а с остальных сторон был окружен мощным рвом. Городок занимал, по оценке современников, «довольно изрядную площадь» (18). На плане г. Царицына 1911 г. видно, что площадь городка составляет прямоугольник с размерами 200х400 сажен (19). Нижняя часть, обращенная к Волге, представляла собой пристань, соединявшаяся с берегом прочными сходнями. Рядом размещалась паровая качка для подачи керосина с судов. В этой нижней части также располагались склады и железнодорожная ветка, по которой керосин в вагонах доставлялся до вокзала Грязе-Царицынской железной дороги. Из цистерн керосин переливался по трубам в стоявшие у берега нефтяные вагоны, которых в 1884 г. насчитывалось 2000, каждый поезд вел по 25 вагонов (20). На средней террасе располагался двухэтажный каменный дом – контора Нобелевского завода. В этом же доме на верхних этажах располагались квартиры для управляющего и старших служащих, библиотека и бильярд. На третьей – верхней террасе были построены одноэтажные коттеджи для проживания служащих, утопавшие в зелени. Также здесь располагались аптека, приемный покой для рабочих, ясли, столовая и баня.
В полуверсте от селитебной части городка, отделенные рвом и валом размещались цистерны с керосином. Посреди площади, где располагались цистерны, стоял громоотвод. «Средств против пожаров в городке Нобеля было больше, чем в самом Царицыне, кроме громоотводов у цистерн и значительного числа пожарных инструментов, у Нобеля устроен водопровод, башня, которая вместе с тем служит и каланчею» (21).
Весь нобелевский городок освещался электричеством. Электроосвещение в России появилось в 1884 г. и первым городским объектом, где разместились электро-фонари стал Невский проспект Петербурга. В том же 1884 г. стал освещаться электричеством и нобелевский городок в Царицыне (22). Особо следует сказать о проведении телефонной связи. Если первые телефоны появились в России в 1881–1882 гг., когда в Петербурге, Одессе и Риге были построены телефонные станции, то уже в 1885 г. телефонная линия обслуживала нефтеторговую фирму Нобелей в Царицыне (23). Нобель использовал оборудование, производимое в Швеции на фабрике Ларса Эриксона – знаменитого изобретателя коммутатора. Людвиг Нобель постоянно поддерживал связи со своей исторической родиной – Швецией. Это относится и к строительству на судостроительном заводе Мотала наливных пароходов – нефтеналивных танкеров – по собственному проекту и чертежам Л. Э. Нобеля (24), и к производству нефтепроводов, которые делались в Швеции, и к внедрению телефонизации.
Исследуя формирование нобелевских городков в России, необходимо отметить следующие важные моменты. Первое – это размещение поселка. Городки задумывались Нобелями как города-спутники при большом городе. Разумеется, в XIX в. такого термина не существовало, но сама идея расположения нового поселка рядом с крупным административно-торговым городом центром позволяла смягчить трудности строительства и дальнейшей жизнедеятельности и одновременно способствовала внедрению новых принципов организации городского пространства без имеющихся проблем существующего поселения.
Второе – развитая система обслуживания. Вместе с образовательными учреждениями (школы, библиотеки) возникают развитые формы развлечений и досуга.
Третье – внедрение основ градоэкологии при строительстве поселения. Широкое озеленение, инженерное благоустройство территории, обводнение, ландшафтное биоразнообразие – эти принципы актуальны и сегодня в условиях сухого засушливого климата Нижнего Поволжья.
Нобелевские поселки в России можно поставить в один ряд с новыми формами расселения – поселками для рабочих в Европе XIX в. Внедрение достижений науки и техники в благоустройство рабочих поселков, функционально расширенный состав учреждений коллективного обслуживания, ландшафтное благоустройство – эти идеи были новаторскими для рассматриваемого периода. Империя Нобелей оставила после себя не только развитую, направленную в будущее отрасль промышленности, но и новую форму расселения и среды проживания. Среды, которая явилась материализацией идей благотворительности «нефтяных королей» дореволюционной России, направленных на создание «честного капитализма» в одной отдельно взятой промышленной империи.

 

Примечания

  1. См. напр.: Джанахмедов А. Х., Ахмедов А. И. Альфред Нобель, его премии и бакинская нефть. Баку: Элм, 1997. С.28 ; Лисичкин С. М. Очерки по истории развития отечественной нефтяной промышленности. М. : Гостоптехиздат, 1954. С. 403 и др.
  2. Горюнов В. С. Семья Нобелей в Петербурге. URL: http://edu.ioffe.ru/lectures/gorunov/view.
  3. Двадцатипятилетие Товарищества нефтяного производства бр. Нобель, 1879–1904. СПб. : Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1904. С. 171.
  4. Самсонов В. Семья Нобель … Их называли «генераторами новых идей...» // Нефть России. 1996. № 11. С.42–44.
  5. Роберт Нобель работал на промыслах в Баку до 1876 г., создав современную систему бурения скважин, и основал завод по производству русского керосина. В 1880 г. после тяжелой болезни был вынужден покинуть Россию и переехал в Швецию.
  6. Как пишет И. Дьяконова в своей статье: «Начало нового этапа в развитии нефтяной промышленности России в конце XIX века многие ее исследователи напрямую увязывают с основанием в 1879 г. «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель» («Бранобель»), объединившего добычу, переработку, реализацию, а также многие технические разработки в данной отрасли. Уже в ходе первого этапа – становления – оно опередило всех конкурентов. А в начале марта 1917 г. Эммануил Нобель мог с полным правом выступать «от имени всей русской нефтяной промышленности» (Нефть. 1996. № 3/4).
  7. Чумаков В. Из России с любовью, в Россию с деньгами // Огонек. 2001. Июль (№ 23).
  8. Нобели первыми ввели на своих заводах и промыслах 10-часовой (вместо 14-часового) рабочий день.
  9. Цит. по: «Документы. Премия имени Людвига Эммануиловича Нобеля. Научно-архивные исследования. Альфред Нобель и Нобелевское движение как социальный феномен ХХ века». URL: http:// humanistica.ru/nobel/docs.html.
  10. Зеленин К.Н., Ноздрачев А.Д., Поляков Е.Л. Три поколения Нобелей в России.// Вестн. Рос. акад. наук. 2001. Т. 71, № 12. С. 1089–1099. URL: http:// ibmh.msk.su/vivovoco/VV/JOURNAL/VRAN/01_12/ NOBEL.
  11. Размадзе А. С. Волга. Киев : Изд-во С. В. Кульженко, 1896. C. 127.
  12. 30 лет деятельности Товарищества нефтяного производства бр. Нобель, 1879–1909. СПб., 1910. С. 328.
  13. Размадзе А. С. Указ. соч. С. 128.
  14. Волжско-Донской листок. 1885. 9 янв.
  15. Водолагин М. А. Очерки истории Волгограда, 1589–1967. М. : Наука, 1968. С. 108.
  16. Размадзе А. С. Указ. соч. С.126.
  17. Там же. С. 127.
  18. Там же.
  19. Около 30 га.
  20. Шарифов В. С. Откуда текут бензиновые реки. Волгоград : Лукойл, 1998. С.25.
  21. Спутник по Волге. Саратов, 1884.
  22. Водолагин М. А. Указ. соч. С.114.
  23. Там же. С. 115.
  24. Джафаров К. И., Джафаров Ф. К. Товарищество нефтяного производства братьев Нобель // Науковедение. 2001. № 1. URL: http:// ibmh.msk.su/vivovoco/VV/PAPERS/HISTORY/BRANOBEL.html.

Новицкий Сергей

В канализации – штаб

(Отрывок из статьи)

Вход в тоннель Нобелей долгие годы скрывал трёхметровый тростник. Под территорией строящегося моста через Волгу началось исследование дореволюционного тоннеля. На минувшей неделе под прицелами телекамер группа исследователей-диггеров вошла в историческое подземелье у строящегося моста через Волгу.

О существовании этого тоннеля знают многие горожане, только вот туда мало кто спускался.
В любом случае такому факту не стоит удивляться. Возраст некоторых подземных ходов под центром города-героя местные знатоки определяют в три-четыре сотни лет. Фактически это ровесники старого Царицына.
Известный исследователь подземных ходов Волгограда и Волжского, диггер Максим Кучеров полагает, что некоторым городским коммуникациям из-за критического состояния впору выписывать охранную грамоту.
«В районе моста через Волгу и прилегающего больничного городка, – поясняет Максим Кучеров, – есть известные царицынские катакомбы, возведённые во времена знаменитых промышленников Нобель». В своё время «Товарищество братьев Нобель» (Людвиг, Роберт и будущий основатель всемирной премии Альфред Нобель) построило в Царицыне современный складской комплекс и нефтяные терминалы. В Волгу из Каспия начали подниматься первые в мире танкеры. И судя по заброшенному водосточному подземелью, деятельность братьев в городе вовсе не ограничивалась промышленными сооружениями, параллельно строились сложные для того времени коммунальные объекты.
«Когда начал строиться мост, вход в тоннель оказался присыпан, – рассказывает исследователь подземелий. – Сейчас подзабытый тоннель неожиданно привлёк внимание строителей».
По словам знатока подземелий, царицынские катакомбы являются фрагментом одного из дореволюционных канализационных водовыпусков. Первые полсотни метров стены катакомб необычайно высоки – до четырёх метров и по всему периметру укреплены массивной кирпичной кладкой. Неудивительно, что в период Сталинградской битвы именно в этой просторной «трубе» располагался штаб дивизии Родимцева. Вход в подобный «бункер» весьма трудно накрыть обстрелом или бомбёжкой…

Написать отзыв

Создание сайта: Bi-group