Село Шехна

А. ЛЮБИМОВ. ОЧЕРКИ ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ. ЧАСТЬ 7. 

Вторник, 28 Апреля 2009 г.

В «Списке населенных мест по сведениям 1870-72 годов» по Костромской губернии при перечислении селений, находящихся на территории Золотиловской волости, указывалось следующее: деревни: Ломы Большие, Ломы Малые, Мартыниха и Погорелка имели общее название Малая Шохна. Селения же, расположенные по рекам Шохонка и Лондошка назывались Большая Шохна. Отдельно было указано село Шехна, и погост Василий Великий, где стояли церкви. В прошлом название Шохна имела в здешних местах древняя волость, и сохранялось еще в 19 веке.(1) В «Списке населенных мест Костромской губернии (по сведениям 1907 г.)» таких сведений не приводилось. Из древних поселений указывались – погост Василий Великий и сельцо Дюдяково. Село Шехна уже не упоминалось.(2) На погосте Василия Великого стояла древняя деревянная церковь с одноименным престолом. Сохранилось описание этого уникального храма:

В селе Шехне есть старинная деревянная церковь с двумя престолами во имя святителей Василия Великого и Николая Чудотворца. Время построения ея неизвестно: по устному преданию она существует около 200 лет. Здание одноэтажное, продолговатое, пятистенное о шести углах; срублено в лапу и поставлено на стульях. Кровля на нем тесовая, двухскатная с двумя конусообразными главами, крытыми железом, вероятно в последствии; на главах осьмиконечные кресты. Окон в церкви восемь: из них четыре волоковых и четыре косящатых, с прямыми перемычками. Есть ходовая паперть, устроенная из одного тесу, как видно, в позднейшее время. В церкви заслуживает внимания жертвенник северного придела: он находится в углу и имеет вид небольшого шкафа, в котором - под верхнею доскою устроено помещение богослужебных, алтарных принадлежностей.(3)

Кроме того в селе Шехна были построены еще два каменных храма: «Каменная, летняя, с такоюже колокольнею и оградою, построена 1803 года. Престол в честь Святителя Василия Великого. Каменная, зимняя, построена 1828 года. Престолы во славу Богоявления Господня, и в честь св. Пророка Илии и святителя Николая.» По всей вероятности летняя и зимняя церкви составляли один храмовый комплекс. В приходских селениях имелось 4 часовни, а при церкви построена каменная келья.(4)

В 1893 г. Его Преосвященство Виссарион Епископ Костромской и Галичский посетил церкви села Шехны. Ученики церковно-приходской школы приветствовали владыку пением в каменном храме Василия Великого. Епископ Виссарион: «Обозрел еще весьма древнюю о двух главах деревянную церковь во имя Василия Великого. Жаль, что время ея построения остается неизвестным.» (5)

В настоящее время все указанные храмы утрачены. В 1947 г. был разобран деревянный храм. При его разборке под землей было обнаружено 7 рядов бревен, а под одним из углов лежал камень, на котором был выбит текст с указанием даты построения церкви. К сожалению этот камень был утерян.

Еще на рубеже 80-90 гг. прошлого столетия на улице в сельце Дюдякове висел небольшой колокол с каменной церкви.

Описываемая местность в прошлом была знаменита еще и тем, что Шехна была центром старообрядчества Костромской губернии. Из Костромы в Шехну направлялись священники-миссионеры для бесед со старообрядцами – поповцами австрийского толка. В сельце Золотилове существовал старообрядческий молитвенный дом.

 

1. Костромская губерния. Список населенных мест по сведениям 1870-72 годов. СПБ. 1877. Кинешемский уезд.
2. Список населенных мест Костромской губернии (по сведениям 1907г.). Кострома, 1908. Золотиловская волость.
3. Костромская старина. Сборник, издаваемый Костромской ученой архивной комиссией. Кострома, 1890,  вып. 1, с. 40.

 

 

Васильевская церковь и погост Василий Великий

"Пого́ст — административно-территориальная единица на Руси[1].
Впервые административно-территориальное деление в Киевской Руси установила княгиня Ольга, поделив Новгородскую землю на погосты и установив для них уроки; тем самым погост ассоциировался с местом остановки князя и его дружины во время сбора урока — погостьем (своего рода постоялый двор, от слов погостить, гостить, гостиница).
В дальнейшем погостами стали называть административно-территориальные единицы, состоящие из нескольких населённых пунктов (аналог современных сельских поселений, муниципальных образований районного уровня в областях), а также и населённые пункты, являющиеся центрами таких административно-территориальных единиц. Поскольку после распространения христианства на погостах были построены церкви, со временем слово стало обозначать село — деревню с приходской церковью и кладбищем при ней, что сохранилось в названиях многих населённых пунктов и мест. Также погостом именуют центр поселения с церковью и торговым местом, на котором также проходили совместные празднества. Разделение на погосты сохранялось на Севере (где отсутствовало помещичье землевладение) вплоть до 1775 года, когда было отменено."
Судя по всему, когда-то погост Василий Великий был административным центром, но к середине 19 века уже потерял былое значение.

В справочнике "Списки населенных мест Российской Империи, Костромская губерния, 1877 г." упоминаются Малая и Большая Шохна ( в трех последних столбцах столбцах обозначено - число дворов, жителей мужского и женского пола).

В состав Малой Шохны входили деревни Ломы Малые и Большие, Мартыниха, Погорелка. Три последних и сейчас есть на карте; там даже дом культуры есть. Упоминается речка Китиха - её на карте нет.

В состав Большой Шохны, возможно, входило Дюдяково, и оно есть на карте. Речка Лондошка (приток Шехны) также не показана. Видимо, оба рукава называются теперь река Шехн
Местонахождение Васильевской церкви (Золотиловская волость, Шехна, погост Василий Великий) дает сайт  http://www.old-churches.ru/ne_048.htm

 

Информация о диаконе Попове Доримедонте Михайлове


Типография г. Кострома 1871 год



 

Написать отзыв

Создание сайта: Bi-group